Под личностью подразумевают устойчивую систему социально-значимых черт, присущих человеку как члену общества. Социально-значимыми чертами личности можно назвать значительный объем знаний, целеустремленный волевой характер, развитые индивидуальные способности, уникальное мировоззрение, доброжелательные манеры общения и поведения.
Личностью является только тот человек, с которым считаются в обществе, а не тот, которого считают (пересчитывают), как статистическую единицу населения. Кого можно назвать личностью, с типологией личностей можно познакомиться в статье «Стать личностью«.
Этапы формирования личности отличаются у различных людей, всвязи с различными социальными условиями рождения, воспитания, образования каждого человека и его наклонностей.
Кто-то, в первую очередь, накапливает багаж знаний, а физическим развитием похвастаться особо не может. Кто-то не особо отличается интеллектом, зато эстетические потребности бывают уже сильно развиты с детства. Кто-то отличается коммуникабельностью с детства, а иной человек преодолевает свою стеснительность уже осознанно, понимая, что без навыков общения он оказывается в стороне от активной жизнедеятельности. Один человек практичен во всем, а другому приходится посещать психологические тренинги, чтобы развить в себе эти навыки делового человека.
Чтобы формирование человека было гармоничным и всесторонним, необходима забота и сознательное отношение родителей к развитию своего ребенка. Кому, как не родителям легче отметить сильные и слабые стороны своего ребенка и вовремя подкорректировать их равномерное развитие. Все родом из детства.
Духовное рождение человека, когда он пытается оценить себя как личность, начинает осознавать необходимость проявить себя в обществе, определить ценность своей жизнедеятельности, степень своего влияния на общественные процессы, происходит у каждого в различные жизненные сроки. И высокий социальный уровень не всегда является трамплином для проявления социальной активности. Бывает как раз наоборот. Человек из низкого социального слоя, пытаясь вырваться из жестких условий существования, может сформироваться как личность гораздо раньше. Еще раз нужно отметить, что очень большое значение имеет зрелое отношение родителей к подготовке своего ребенка к социальной адаптации и проявлению способностей в дальнейшей жизни.
В процессе жизнедеятельности человек формирует свое мировоззрение, вырабатывает собственный стиль жизни, развивает свои уникальные способности.
Мировоззрение – совокупность принципов, взглядов, жизненных позиций, определяющих поведение и действия человека. Оно придаёт целенаправленный, осмысленный и организованный характер его деятельности. Как правило, за всю жизнь человека мировоззрение претерпевает изменения. Связано это в первую очередь с влиянием внешней среды и круга общения. Более подробно можно прочитать в статье «Мировоззрение человека«.
От внешней среды человек исподволь получает оценку своей жизнедеятельности – одобрение или осуждение. Когда внешняя среда доброжелательная и положительная, то у индивида создаются все условия для формирования адекватного мировоззрения и развития его способностей. И наоборот, отрицательная, негативная внешняя среда губят на корню имеющиеся задатки, не давая им развиться. У человека появляются искажённые представления о добре и зле, морали, границах свободы. Всем необходим теплый берег взаимопонимания.
Развивая способности, индивид в соответствие со своими общественными, эмоциональными и биологическими потребностями вырабатывает свой, присущий только ему, стиль жизни. Под стилем жизни принято понимать совокупность действий человека, ориентированных на повседневную жизнь в обществе. В свою очередь, стиль жизни также влияет на мировоззрение, на развитие или не развитие способностей. Чаще всего стиль жизни, который человек видит в своем родительском доме, переносится и в его самостоятельную жизнь.
Важно в раннем детстве, когда закладываются основы всего и вся, не подменить ценности и морали ложными. Насколько ребенок поймет, в чем истинное бгатство жизни, настолько содержательно будут его жизнь. Нужно создать благоприятную внешнюю среду для развития личности ребенка, и в будущем вы получите полноценную, с развитыми способностями личность, которая будет наделена своим видением мира (мировоззрением) и иметь свой стиль (образ) жизни.
Для тех, кто не получил в детстве должной заботы от родителей, если в начале развития вашей личности не было положительной внешней среды, то нужно помнить, что в любом возрасте не поздно изменить свой стиль жизни, жить осознанно и начать развивать свои способности и задатки. Нужно развиваться и самосовершенствоваться, чтобы влияние вашей личности на процессы в обществе были сколь-нибудь заметны. Отчасти в этом и заключается смысл жизни.
Правильный стиль жизни – это отказ от вредных привычек, забота о своём духовном, нравственном, моральном и физическом здоровье и развитии его.
На каком этапе формирования личности вы находитесь, вы можете определить сами. Характер, объем знаний, мировоззрение у человека постоянно в развитии, и лучше не останавливаться на мысли, что окончательное ваше становление как личности произошло. Развитие возможностей человека и процесс совершенствования бесконечен. Жизнь — это бесконечная сомореализация.
Сделайте вашу жизнь насыщенной и содержательной.
А что вы думаете на эту тему? На Главную*
Какие утверждения кажутся вам спорными?